Cамоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои творческие и организаторские учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя способности , решать непростые задачи, овладевать первичными навыками делового общения,организации тех или иных мероприятий.

Развитие школьного самоуправления - дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.Ученическое самоуправление помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки. Организация этого дела на уровне коллективов классов и целом по школе позволяет решить следующие задачи, которые и поставил перед собой педагогический коллектив. А именно:

  1. Предоставление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личного статуса.
  2. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности.
  3. Воспитание чувства честного партнерства.
  4. Формирование умения вести здоровый образ жизни.
  5. Приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества.

Прежде всего педагогический коллектив осознал необходимость поделиться реальной школьной властью с учениками.

Мы начали с обычного анкетирования учеников 5-11-х классов. Ответы на вопросы о том, что нравится в школе, что хотелось бы изменить, какие из школьных мероприятий можно организовать самим, оказали действенную помощь. На наш взгляд, детям можно доверить работу по таким направлениям деятельности, как планирование свободного времени, школьная пресса, организация спортивных мероприятий, трудовое и экологическое воспитание, шефская помощь престарелым и ветеранам войны, обеспечение правопорядка в школе.

После этого провели выборы органов самоуправления (самоуправленческих коллективов) в классах и в школе.Структура органов самоуправления школы изображена на рисунке. Высшим органом самоуправления является общешкольная ученическая конференция, которая базируется на классных ученических советах и включает в себя сектора по раз-личным видам деятельности, куда входят представители от каждого класса, школьная дума, состоящая из председателей секторов и председателя учкома.

Структура органов самоуправления

Во главе Школьного ученического комитета стоит председатель, который избирается в ходе избирательной кампании тайным голосованием сроком на один год. Выборная кампания проходит по обычной схеме:

  • Выбор кандидатов от класса.
  • Представление программ кандидатов.
  • Образование инициативных групп для поддержки кандидатов.
  • Проведение дебатов: "Я самый лучший председатель".

Председатель совместно с думой определяет основные направления развития ученического самоуправления, осуществляет контроль за выполнением принимаемых указов и распоряжений. Он же представляет школу на районных и областных мероприятиях.

В школьную думу, состоящую из представителей секторов, председателя совета старшеклассников, председателя совета пионерской дружины входят и заведующие отделами классных ученических советов. Заседания секторов проводятся раз в две недели, в случае необходимости - чаще.

Деятельность членов секторов отражена в таблице.

Направление деятельности

Наименование  Решаемые задачи 
 Культура  Организация праздников, вечеров, концертов, дискотек и др.
 Учеба  Проведение предметных декад и олимпиад
 Милосердие  Проведение акций "Доброе сердце" и "Рюкзачок" - работа с пенсионерами и ветеранами
 Спорт  Проведение"Дней здоровья", спортивных мероприятий, туристических слетов
 Труд и экология  Организация трудовых десантов, профориентация учащихся
 Дисциплина  Наведение порядка по соблюдению устава школы
 Пресс-центр  Выпуск школьной газеты

 

Из числа ребят, проявивших интерес к деятельности одного и того же направления, в классах формируются первичные активы соответствующего школьного рабочего органа самоуправления, именуемые классными ученическими советами. Из членов первичного актива избирается руководитель, и за учащимися закрепляются участки работы. Наш опыт показывает, что не все ребята проявят интерес к работе в органах самоуправления. На первом этапе часть школьников останется вне самоуправления. Одному руководителю не под силу вовлечь их в органы ученического самоуправления, но при помощи руководителей первичного актива он сможет решить эту задачу. Активисты втянут этих ребят в свои дела, предложив поучаствовать в организуемых ими мероприятиях. Не найдя себе дело по душе в одном активе, ученик получит приглашение поучаствовать в работе другого, третьего и т. д., пока не найдет свое место в интересной для него деятельности.

Таким образом, ученическое самоуправление не только позволяет включить всех учащихся в коллективную деятельность, оно дает возможность каждому ученику занять позицию организатора одной, наиболее интересной для него деятельности и одновременно участвовать в разнообразной групповой работе, организуемой его товарищами.